Предшкольная пора

МБОУ "СОШ с. Никольское" МО "Енотаевский район"

 

Предшкольная пора

 

 

Дошкольный возраст – замечательный период, когда развивается мотивация, желание что-то делать, выразить себя, творить, изобретать. Все это развивается в собственной активности ребенка – в игре, рисовании, конструировании. Есть целый список видов деятельности, в которых развивается маленький по возрасту человек. Учение в этот список не входит. Готовность ребенка к школе определяется всегда факторами его развития, или набором ключевых компетентностей.

 

Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. Стартовые возможности первоклассников, посещавших детские образовательные учреждения в течение 3 – 4 лет и  не посещавших  не равны. Предшкольная подготовка создает равные стартовые условия для получения начального образования и делает доступным качественное обучение на первой ступени.

 

Занятия проводятся по программе Н.Ф.Виноградовой «Предшкольная пора» на базе школы, в которой созданы комфортные условия для обучения и воспитания, установлен щадящий режим (занятия в активных игровых формах, динамические перемены).

 

   

В программе подготовки к школе:

развитие у детей мышления, памяти, внимания, речи, творческого воображения, наблюдательности, развитие коммуникативных навыков;

развитие фонематического слуха, мелкой моторики (подготовка к обучению чтению и письму);

обучение первоначальному чтению;

 формирование элементарных математических представлений; 

 формирование у детей полноценной психологической готовности к школьному обучению.

 

 Предметы:

·        Учимся родному языку

·        Познаем других людей и себя

·        Познаем мир

·        Учимся думать, рассуждать, фантазировать

·        Учимся рисовать

 

 

 

          В ходе занятий широко используются дидактические игры, творческие задания, занимательные задачи и вопросы. Они стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой.


              Занятия являются комплексными, охватывают все стороны интеллектуального развития ребенка, включают в себя:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- физкультминутки;
- веселые дидактические игры;
- самостоятельная деятельность в рабочих тетрадях;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики и координации движений руки;
- занятия на освоение специальных учебных знаний и навыков.

Игровые занятия для активизации воображения, внимания, восприятия:
- анализ, классификация предметов;
- обобщение по заданному признаку;
- сравнение и выделение главного;
- простые умозаключения;
- действия по предложенной схеме-алгоритму.

Игровые занятия для развития речевой деятельности:
- чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов;
- самостоятельное составление предложений;
- ребенок учится "печатать" буквы, слоги и слова в тетради.

Игровые занятия для развития математических способностей:
- овладение счетными операциями;
- формирование представлений о форме, величине, пространстве и времени;
- сравнение количества предметов; - освоение количественного и порядкового счета (последнему уделяется особое внимание);
- решение арифметических задач и примеров на сложение и вычитание.

 

Что необходимо иметь ребёнку:

1.      Пенал (шариковая ручка с синей пастой, простой карандаш, цветные карандаши, резинка). 

2.      Линейка, ножницы, альбом, цветная бумага, цветной картон, пластилин, счетный материал, тетрадь в клетку.

3.      Сменная обувь.

4.      Учебные пособия.

 

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов - задача, стоящая перед школой при первом знакомстве с будущим первоклассником.

 

 

Какие знания необходимы ребенку при поступлении в школу?

 

Развитие речи и готовность к овладению грамотой.

1.Одним из важнейших критериев готовности ребенка к школе является развитие фонематического слуха, которое включает: - умение выделять заданный звук в потоке речи; - умение определять позицию звука в словах (в начале, в середине, в конце); - владение навыками звукового разбора слов: различие гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных, твердых и мягких согласных.

2. Умение членить слова на слоги.

3. Умение составлять предложения из 3-4 слов.

4. Умение использовать обобщающие понятия, подбирать определения к существительному.

 5. Умение составлять рассказы по серии картинок, по сюжетной картинке, рассказ на заданную тему.

6. Умение составлять рассказы о предметах (по плану, предложенному взрослым).

7. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов.

 

Развитие элементарных математических представлений и готовность к обучению математике.

1.Счет и отсчет предметов заданного количества.

2. Владение прямым и обратным счетом в пределах десяти.

3. Умение называть предыдущее и последующее число от заданного.

4. Знание состава чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел.

 5. Знание цифр: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

 6. Знание знаков +, -, =, умение пользоваться арифметическими знаками действий.

7. Умение соотносить цифру и число предметов.

8. Способность составлять и решать задачи на сложение и вычитание.

9. Знание геометрических фигур: круг, квадрат, четырехугольник.

10. Умение делить круг, квадрат на две и четыре части.

11. Умение ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

 

Кругозор ребенка и готовность к усвоению знаний.

1. Умение называть домашний адрес, телефон, полные имена родителей и состав семьи.

2. Иметь общие понятия о различных видах деятельности взрослых.

3. Знать правила поведения в общественных местах и на улице.

 4. Иметь общие понятия о временах года и сезонных явлениях.

5. Знать название месяцев, дней недели и их последовательность.

 

Каковы критерии психологической готовности ребенка к школе?

 

1. Социально-психологическая готовность к школе:

- Учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний).
- Умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых).
- Умение принять учебную задачу (внимательно слушать, по необходимости уточнить задание).

 

 

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

- Развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами).

- Пространственная ориентация, координация движений (умение различать понятия «выше – ниже», «вперед – назад», «слева – справа»).

 - Координация системы глаз - рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг).

- Развитие логического мышления (способность находить сходство и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам).

- Развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут).

 - Развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом: слово-картинка, либо слово-ситуация).

 

Занятия, полезные для ребенка в период подготовки его к школе:

·        Развитие мелких мышц руки: работа с конструкторами разного типа;
работа с ножницами, с пластилином;

·        рисование а альбомах (карандашами, красками),

·        развитие познавательных способностей (развитие памяти, внимания, восприятия, мышления).

 

 

  

Стремление ребёнка к познанию и творчеству не может появиться само по себе, его необходимо пробудить.

 Взрослый должен научиться смотреть на мир глазами ребёнка.

Больше доверяйте, советуйтесь с малышом, объясняйте спокойно, старайтесь не выдавать при этом своего волнения, ведь ребёнок интуитивно это почувствует.

Побольше бодрости и оптимизма!

Малыш всегда видит, насколько приятно и интересно взрослому общаться с ним. А ощутив безразличие, он перестанет проявлять какую-либо активность.
Почаще говорите ребёнку, что у него всё получится, но для этого надо приложить старания. А вы всегда будете рядом. И даже если у него что-то будет выходить не так, то обязательно получится потом.


Последовательно, шаг за шагом, малыш будет получать жизненный опыт и приобретёт уверенность в своих силах. Если рядом взрослые, которые не жалеют времени для ребёнка — с развитием малыша всё будет в порядке. Самое главное понять, что подготовка к школе — это длительный и творческий процесс, который не нужно превращать в тренировки и унылые беседы. Только начинать её надо заранее и вести постепенно, индивидуально для каждого ребёнка, ведь у каждого малыша своя схема развития.


И здесь Вы можете дать волю своей фантазии, выполнять задания, предложенные педагогами или придумывать свои — в любом случае ребёнок будет взрослеть, набираться жизненного опыта и уверенности в своих силах.


 
Успехов Вам, педагоги и родители, в воспитании и подготовке детей к школе!

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»