Страничка психолога

МБОУ "СОШ с. Никольское" МО "Енотаевский район"

 

Страничка психолога

                                                                                                                                                                                

 

 В нашей школе с 2006 года работает педагог-психолог Маркова Лия Викторовна, является нашей выпускницей, в 2003 году окончила с красным дипломом Московский Педагогический Государственный Университет. В данное время заочно обучается в аспиратуре этого ВУЗа.

 

Полезная информация от школьного психолога.

   

Советы родителям первоклашки

 

Первые дни в школе – непростые для каждого ребенка. От того, каким будет период адаптации, зависит дальнейшее отношение вашего чада к процессу обучения и его успехи. Как сделать переход на новую ступень развития спокойным и безболезненным?

Непривычная обстановка, иные правила, знакомство с новыми людьми – это стрессовые ситуации для малыша. Поэтому первое, что нужно сделать родителям – это быть внимательным к внутреннему состоянию ребенка, обращать внимание на малейшее проявление тревоги и беспокойства.

Готовьтесь, играя

Чем раньше вы начнете подготовку ребенка к школе, тем лучше. Как известно, лучший помощник в этом – игра, в том числе – в школу. Пусть малыш выберет среди игрушек учеников и учителя. Рассадите «класс» и объясните новые правила: как себя вести во время урока, как правильно сидеть, что нужно сделать, если хочешь ответить или выйти в туалет, чем заниматься на переменке. Такие «уроки» должны длиться не более 15 минут, чередуясь с обязательными физически активными «переменами».


 

Приучить ребенка жить в коллективе и слушать учителя, когда он обращается ко всем детям, помогут командные игры. Они научат ребенка действовать по правилам и достойно проигрывать.


 

Тренируйте память и внимание

Игры для развития памяти и внимания должны быть с раннего детства. Однако при подготовке к школе они наиболее важны. Занятие также должны длиться 10-15 минут. Разложите игрушки на полу, попросите ребенка запомнить их, а затем отвернуться. За это время поменяйте предметы местами или уберите какие-то, после чего ребенок должен ответить, что изменилось.

Дайте чаду какой-нибудь текст или картинку. Пусть он за определенное время найдет и отметит (зачеркнет, закрасит) изображения, похожие, например, на овал или одну букву, скажем, «а».


 

Постепенно время занятий нужно увеличивать, плавно приближаясь к школьным урокам.


 

Осваивайте новый распорядок дня

Первоклассник уже должен уметь ориентироваться во времени. Этот навык ему очень пригодится в школе. Маленькому ребенку легче понять, который час, по электронным часам. В детской повесьте большие часы с крупными символами и объясните малышу, что значит четверть часа, полчаса или через час.


 

Примерно за месяц до школы постепенно изменяйте режим дня.


 

 

Ребенок должен ложиться спать не позже десяти вечера, а вставать в 7-8 утра. Приучите малыша с вечера подготовить все необходимое: проверить и сложить одежду, собрать портфель и т.п. Утром ребенок должен уметь быстро собраться: умыться, поесть, почистить зубы, одеться. Такие действия, освоенные в игровой форме, помогут вашему чаду понять, каким будет его новый день, когда он пойдет в школу.

Делайте совместные покупки для школы

Чтобы ребенок привыкал к мысли о школе и связанным с ней переменам, приобретайте все необходимое вместе: портфель, канцелярские принадлежности, форму. Пусть малыш сам подберет себе тетрадки, пенал и прочее. Дома покупки не стоит прятать в шкаф: пусть ребенок с ними немного поиграет и найдет каждой вещи свое место.

Не перегружайте информацией

Многие родители начинают готовить ребенка к школе, заставляя его читать и считать. Таким образом у малыша можно сформировать лишь негативное отношение к процессу обучения. Все это нужно делать в игровой форме и только по желанию ребенка.


 

Чтобы малыш не опасался идти в школу, рассказывайте ему положительные истории: как в школе интересно, сколько нового можно узнать, как вы проводили время, когда были учеником.


 


Не пугайте ребенка школой и плохими отметками

Не высказывайте при ребенке мыслей вроде тех, как вам его жалко и что закончилось его детство. Не обсуждайте, сколько денег вы потратили на подготовку к школе и как дорого обходится обучение. Даже в шутку не пугайте ребенка строгими учителями и плохими оценками. Ориентируйте ребенка на сам процесс получения новых знаний, он не должен гнаться лишь за хорошими отметками.


 

И, наконец, устройте ребенку праздник! После первого школьного дня организуйте семейный обед с поздравлениями. Пусть у малыша сложится впечатление, что школа – пусть и что-то новое, но обязательно – интересное и увлекательное.


 

 

 

1. Как общаться с ребенком.

 Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу.
У.Теккерей

 

Существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка. Что он означает?

 

2.   ЕГЭ? Я СПРАВЛЮСЬ! Я СМОГУ!          Рекомендации  для выпускников

3.   Памятка для родителей « О поощрении и наказании в воспитании ребенка»

4. Как грамотно реагировать на оскорбления?

5. Методики снятия стресса.

6. Как правильно выполнять домашнее задание?

7. Пдросток: как стать к нему ближе?

8. Родителям. Десять заповедей.

9. Школьная адапция.

10 фраз, которые нельзя говорить ребенку


Детские психологи советуют не произносить некоторые фразы, чтобы не травмировать малыша, неважно сколько ему от роду — он всё уже понимает, даже по интонации.


1. У тебя ничего не получается — дай сделаю я!
Психологи утверждают, что эта фраза травмирует малыша и заранее программирует на неудачу. Он чувствует себя глупым и неловким и в будущем боится уже проявить инициативу, думая, что мама снова будет кричать.
2. Возьми, только успокойся!
Тяжело некоторым родителям выдержать многочасовое заунывное «ну пожалуйста, ну дай». Но, согласившись дать малышу то, что он просит, родители, сами того не желая, дают понять: нытьем и уговорами можно добиться всего, и мамино «нет» не стоит воспринимать всерьез.


3. Еще раз такое увижу — ты у меня получишь!
Как показала практика, дальше угроз дело не доходит. Ни мама, ни папа не осуществят наказание, а ребенок будет только напуган. Подобная фраза у детей вызывает лишь обиду и недоумение. Не пугайте своего кроху. Ребенок должен точно знать, чего стоит ожидать в том или ином случае. А внезапные срывы родителей ни к чему хорошему не приведут.


4. Я сказал(а) немедленно перестань!

Не стоит так резко говорить с малышом! Это же ваш ребенок! Если вы сорвались, лучше извиниться. Ребенок ведь обижается, чувствуя себя абсолютно бесправным. И вместо того, чтобы «перестать» начинает протестовать — малыши плачут и капризничают, подростки молча уходят и замыкаются в себе. В общем, как ни крути, это фраза никак не поможет добиться желаемого.


5. Ты должен понимать, что …
У многих детей возникает защитная реакция на эту фразу и ее занудное продолжение. Малыш не понимает нравоучений и, не слушая вас, переключается на что-то другое. Хуже всего поучения воспринимаются ребенком, когда он взбудоражен, расстроен или разозлен. Помните, он тоже человек, у которого возникла какая-то «проблема», и в данный момент он озабочен ею, и никак не принимает ваши даже самые здравые и правильные рассуждения.


6. Мальчики (девочки) так себя не ведут!
Постоянно повторяя это, родители прививают ребенку определенные стереотипы. И во взрослой жизни, выросший уже мальчик будет воспринимать собственную эмоциональность как что-то недостойное, а девочка — испытывать комплексы по поводу «неженской» профессии или недостаточно убранной квартиры.


7. Не расстраивайся из-за ерунды!
Возможно, для малыша это не ерунда! Вспомните себя в детстве! Да, ребенка может расстроиться, что ему машинку не дали или дом из кубиков рассыпался. Ведь в его маленьком мире именно машинка и домик — самое важное! Демонстрируя пренебрежение к проблемам ребенка, вы рискуете потерять его доверие и в дальнейшем не узнать о других, совсем не ерундовых проблемах своего малыша.


8. Побереги мое здоровье!
Нередко некоторые мамы говорят это малышам. Но поймите, рано или поздно все это перестает восприниматься всерьез, как в сказке про пастуха и волков. И на действительно плохое самочувствие мамы ребенок по привычке может не обратить внимания. Он подумает, что мама жалуется лишь бы он перестал шуметь, прыгать, играть и т.д.


9. Нет, это мы не купим — денег нет (дорого)!
Тяжело объяснить малышу, почему не стоит покупать всё подряд. Но получается, если у мамы или папы будут деньги — можно купить в магазине всё! Малыш именно так понимает эту фразу. Не лучше ли сказать, мамы и папы: «такая игрушка у тебя уже есть», «шоколада много вредно». Да, объяснять всегда трудно! Но ребенок должен понимать, почему родители ему это не покупают.


10. У всех дети как дети, а ты……господнее наказание, неряха, растяпа и т.п. Не надо подобные ярлыки «вешать» на детей! Это понижают самооценку, и ребенок действительно начинает им соответствовать.

 

«Стремление к совершенству»

(консультация родителей)

 «Оставим это человеку: пытаться быть тем, чем он не является, иметь идеалы, которые не могут быть достигнуты, стремиться к совершенству, чтобы спастись от критики, открывать дорогу к бесконечной умственной пытке», – это слова Ф. Перлза из его автобиографической книги «Внутри и вне помойного ведра»

 Мораль: задача родителей не создавать из ребенка кого – то, а помочь ему раскрыть самого себя.

Комментарий: многие родители, не достигнув в жизни чего – то, побуждают собственных детей реализовывать свои невоплощенные желания. Если поставленные таким образом задачи ребенок не может выполнить, то он вытесняет из сознания неудачные попытки. А чрезмерное вытеснение ведет к неврозу. Задача родителя состоит в том, чтобы предоставлять ребенку  возможность самому ставить цели и помогать в их достижении. Эта помощь может заключаться в формировании у растущих сына или дочери ощущения, что при любом исходе ситуации они могут рассчитывать на возвращение в дом родителей. Откуда вновь могут начать активную деятельность.

 

«Самый несчастный тот, кто не умеет переносить несчастья»

(подросткам, учителям, воспитателям)

 По преданию эту фразу произнес греческий философ Биант (тот самый,  который еще сказал, что все свое носит с собой)

 Мораль: любое преодоление приносит человеку удовлетворение. Более того, чем тяжелее было препятствие, тем сладостнее миг победы. Тот, кто не преодолевает препятствий, не знает вкуса победы.

Комментарий: одно из самых известных исследований в социальной психологии посвящено анализу ощущения удовлетворенности жизнью обычных людей и тех, кто однажды выиграл огромную сумму денег ( не менее одного миллиона). Оказалось, что ощущение счастья было выше у обычных людей. Это объясняется тем, что те, кто хотя бы раз выигрывал большую сумму, каждый день соизмеряют свои чувства с ощущениями, испытанными в тот удивительный день победы. Поскольку разница в интенсивности крайне велика. То и возникает ощущение негативной окрашенности обыденной жизни. Эти ощущения создают представления о тяжелой жизни. Человек, который может преодолевать трудности, ценит простую жизнь с ее обычными радостями. Именно поэтому эти ощущения он воспринимает как счастье. 

 

«Аисты, дети, щенки»

(сексуальное воспитание ребенка)

 В своих воспоминаниях К. Юнг пишет, что стал сомневаться в искренности родителей и взрослых, когда услышал их рассказы об аистах, разносящих детей по семьям. К моменту, когда родители рассказывали ему про аистов, он уже знал, что у собаки в помете несколько щенков, и помнил свои рассуждения относительно того, сколько же ходок должен сделать аист, чтобы собрать весь помет одной собаки вместе.

 Мораль: дети подчас более проницательны, чем мы думаем, а их рассуждения могут привести к неверным выводам, если мы наделяем и изначально ложной информацией.

Комментарий: родителям не стоит обманывать детей даже в мелочах. Иначе это вернется ложью детей в ответ на расспросы родителей. Однако и вдаваться в излишние подробности также не стоит. Первый вопрос малыша: «Откуда я появился?» - обычно вызывает реакцию тревоги у мамы. Однако дети могут ориентироваться в проблеме только в рамках собственного восприятия и  мышления. Это означает, что в этом вопросе не заложена потребность узнать о половом акте, о котором дети до определенного возраста (он различен в деревне и в городе, а также определяется социальным окружением ребенка) ничего не подозревают. Необходимо сначала уточнить, что именно ребенок хочет узнать. Он может ответить, например, что сосед сказал ему, что он родился в деревне. Тогда мама и должна отвечать в рамках данного вопроса – в каком конкретно месте родился ребенок. Если же вопрос будет иметь более глубокий смысл, то лучше показать ему одну из популярных книг, где рассказывается о развитии ребенка в утробе матери. При этом ребенок освоит социально приемлемую терминологию, и, возможно, объяснение покажется ему скучным. Но это не будет выглядеть как нечто запретное, вызывающее излишнее любопытство, а при желании ребенок самостоятельно возьмет этот источник и еще раз посмотрит интересующие его картинки. Обман родителей все равно когда - нибудь вскроется, и ребенок поймет, что мама или папа могут обмануть  его. Вряд ли родителям хочется, чтобы он так считал.

Не надо врать

 

Мама говорит девочке, что врать плохо. Девочка также всем будет повторять мамины слова. Но вдруг кто-нибудь звонит, девочка берет трубку, а мама просит сказать, что ее нет дома. Девочка всем будет повторять, что говорит мама, но и делать будет то, что делает мама.

 

Если мы хотим, чтобы наши дети были правдивыми, в том числе и по отношению к нам, мы сами должны говорить правду.

 

Особенность строения психики человека заключается в том,  что большую ее часть составляет бессознательное и лишь небольшую – сознание. Сознание воспринимает то, что говориться словами. А бессознательное ориентируется  на действия других. Более того, именно бессознательное большей частью отвечает за причины наших поступков. Именно поэтому дети часто говорят то, что говорят родители, и делают то, что делают родители. Этим и объясняется тот факт, что люди знают, что такое «хорошо» и что такое «плохо», но поступают так, как поступают.

 

 

Леворукий ребенок. Что делать?

 

Психолог сообщает родителю: «Ваш ребенок – леворукий». – «Что вы, он у меня нормальный», - отвечает родитель.

 

Уважаемые родители! Помните, что леворукость – такое же качество, как и праворукость. Они не сравниваются по принципу «хорошо – плохо».

 

До сих пор существует множество источников, где говорится о леворукости как о патологии. Это очень старые и в настоящий момент опровергнутые представления. Новые данные свидетельствуют о том, что есть две причины леворукости: наследственная и патологическая. Наследственная леворукость возникает у  ребенка, в семье которого есть леворукие родственники. Патологическая леворукость может быть следствием внутриутробной травмы или травмы при рождении. Генетически обусловленная леворукость не является болезнью и не связана с патологическими проявлениями. Более того, многочисленные исследования не доказали связи леворукости с какими – то психологическими особенностями человека. Известно, что Павлов был леворуким. Но другой великий русский физиолог – Бехтерев – был праворуким. Наполеон был леворуким и при этом был, безусловно, выдающимся полководцем, но его победил праворукий Кутузов. Единственным различием в развитии леворуких и праворуких детей является различная скорость созревания тех или иных структур мозга. Некоторые структуры мозга леворуких детей созревают медленнее, но с возрастом эти различия между детьми исчезают.

Дорогие родители! Вспомните, как вы справлялись в детстве со своими проблемами, и помогите своим детям, передав им этот опыт. Не переучивайте ребенка! В 80% случаев это влечет  формирование невротических реакций (ночные страхи, энурез, заикание и т.д.)

 

  

Запретный плод сладок

 

О люди! все похожи вы

На прародительницу Еву:

Что вам дано, то не влечет,

Вас  непременно змий зовет

К себе, к таинственному древу;

Запретный плод вам подавай,

А без него вам рай не рай.

А.С. Пушкин

роман «Евгений Онегин»

 

Всем известно, что запрет всегда привлекает и не только маленького ребенка.

И взрослые, и дети проявляют любопытство ко всему, что запрещается. Все помнят, как было интересно попробовать нечто из бокала взрослого. Попасть туда, куда почему – либо зайти было нельзя. С. Дали вспоминает, что в детстве ему все разрешалось. Существовал единственный запрет: нельзя было заходить на кухню. «И я, пуская слюни, часами поджидал удобный момент, но наступал вожделенный миг, и я проникал в заповедное царство и на глазах у визжащей о восторга прислуги хватал кусок сырого мяса или жареный гриб и, давясь, млел о наслаждения – ничто не сравнится с тем волшебным, пьянящим привкусом вины и страха! Это был единственный запрет  - все прочее мне дозволялось».

Чем меньше запретов существует в семье и чем более доверительные отношения между ребенком и родителями, тем больше ребенок слушается их. Особенно это эффективно, если выстроена система запретов от крайне сильных, связанных с угрозой для жизни, до просто нежелательных. Только уважение ребенка к взрослому сделает запрет действенным.

 

 

По материалам доктора биологических наук профессора кафедры психологилогии и психофизиологии ребенка , Российского педагогического Университета им. Л.И.Герцена "111 баек для детских психологов" Е.И. Николаева. Издательство: "Питер 2008г."

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 17.10.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»