Если вдруг проблема возникает,
В произношенье звуков лада нет,
И наша речь от этого страдает,
Тогда придет на помощь логопед.
(Е. и С. Ахальцевы)
Логопед – Богданова Елена Александровна, образование высшее. Общий педагогический стаж – 16 лет, стаж по специальности – 10 лет.
В нашей школе работает логопедический кабинет, в котором логопед проводит коррекцию выявленных речевых нарушений. В чем заключается работа логопеда? Основные направления работы учителя-логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также профилактика этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно: развитие связной речи, коррекция произношения, накопление и совершенствование словаря, развитие речевого слуха, грамматической стороны речи, артикуляционной моторики, обучение навыкам словообразования и словоизменение.
Советы логопеда.
1 Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2 При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3 Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.
4 Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните тему: << Говорить надо внятно, четко, не спеша>>.
5 Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: << А понятен ли ему ваш ответ?>>. Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия . Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Предлагаемые упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях, а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений.
Вместе с ребенком перед зеркалом можно выполнить такие упражнения, повторив 10- 15 раз.
<<ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА>>.
Вытянуть губы вперед и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <<ворота>> между двумя кубиками.
<<МАЛЯР>>.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперёд.
<<ГАРМОШКА>>.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу и, не опуская, раскрывать и закрывать рот.
<<ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ>>.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз.
<<ПОЩЕЛКАТЬ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА>>.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движение медленно, постепенно темп убыстрять.
<<УЛЫБКА>>.
Рот открыт. Дотронуться кончиком языка до правого угла рта и зафиксировать данное положение. Дотронуться языком до левого угла рта и зафиксировать данное положение.
ПОВТОРЯТЬ КАЖДОЕ УПРАЖНЕНИЕ 5-6 РАЗ.
Чтобы ребенок научился правильно произносить звуки, можно заняться звукоподражанием. Попросить его повторить или выполнить самостоятельно задав вопрос: Как рычит собака? (р-р-р).
Как шипит змея? (ш-ш-ш).
Как жужжит пчела? жук? (ж-ж-ж).
Как поет комарик? (з-з-з).
Как гудит паровоз? (у-у-у).
Как дуют на снежинку? (п-п-п).
Как подзывают цыплят, чтобы покормить? (цып-цып-цып).
Погуди, как большой пароход? (ы-ы-ы).
Как стучат молотком по гвоздю?(д-д-д).
Скажи, как воет волк?(в-в-в)
Как стучат колеса у поезда?(т-т-т).
Как дуют на снежинку? (п-п-п).
Как девочка греет руки? (х-х-х).
Как гудит самолет? (л-л-л).
Когда накачивают большие колеса большим насосом, то он поет песенку (с-с-с),
А маленьким ? (сь-сь-сь).
Как чикают ножницы? (чик-чик-чик).
Если ребенку будет интересно заниматься, то можно продолжить и выучить с ним эти стихотворения из книги С. Маршака «Веселая Азбука». (для детей от 6 лет.)
Аист с нами прожил лето. А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот: булку просит бегемот.
Воробей улетел в окно воровать у нас пшено.
Гриб растет среди дорожки - голова на тонкой ножке.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Мед в лесу медведь нашел,- мало меду - много пчел.
Носорог бодает рогом. Не шутите с носорогом
Панцирь носит черепаха, прячет голову от страха.
Роит нору старый крот - разоряет огород.
Спит спокойно старый слон - стоя спать умеет он.
Школьник, школьник, ты - силач: шар земной несешь как мяч.
Щеткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
Давайте бороться вместе за вашего ненаглядного ребенка, за развитие его речи.
Я буду очень рада, если вам пригодится хотя бы часть всего написанного.
Обращайтесь за помощью!