Посейте поступок – пожнете привычку, посейте привычку – пожнете характер, посейте характер – пожнете судьбу. Существует общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить общение с ребенком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребенка. Что он означает? Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Делать это можно разными способами: приветливым взглядом, ласковым прикосновением, словами. Известный семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужны не менее восьми объятий в день! Не только ребенку, но и взрослому. Ребенку необходимы такие знаки безусловного принятия, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-психические заболевания. Принятие другого человека таким, каков он есть, - это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут другому человеку расти, развиваться, конструктивно меняться, учиться решать проблемы. Почему принятие ребенка взрослыми оказывает такое сильное положительное воздействие на детей и подростков? Это не все понимают. Многие родители и учителя полагают, что если принимать ребенка, то он будет оставаться таким, какой он есть. Таким образом, многие взрослые слишком доверяют языку непринятия. Язык непринятия: 12 барьеров общения.
Пример: «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!», «Чтобы я этого больше не слышал!», «Перестань жаловаться и заканчивай работу».
Пример: «Если ты не прекратишь, я уйду», «Смотри, как бы не стало хуже», «Еще раз повторится, и я тебя накажу», «Не сделаешь, пеняй на себя».
Пример: «Ты обязан вести себя, как подобает», «Ты должен уважать взрослых», «Каждый должен трудиться», «Учение – это твоя работа».
Пример: «А ты возьми и скажи…», «Я бы на твоем месте …», «Тебе нужно пойти и извиниться».
Пример: «Без конца отвлекаешься, вот и делаешь ошибки», «Сколько раз тебе говорили! Не послушался – пеняй на себя», «Пора бы знать, что…», «Если будешь таким тихоней, то…» Следующие три группы сообщают осуждение, оценку, унижение. Многие взрослые уверены, что ребенку принесет пользу указание на его ошибки, недостатки, глупое поведение. (Увы, это заблуждение!)
Пример: «На что это похоже!», «Все из-за тебя», «Ты просто откровенно ленишься»,
Пример: «Ну, просто дубина!», «Не будь лапшой», «Плакса», «Ты ведешь себя как девочка», «Тупица и лентяй»», «Тихоня».
Пример: «Ты просто хочешь отделаться от этого задания», «Я все равно вижу, что ты меня обманываешь», « Небось, опять подрался», «Я вижу тебя насквозь», «Я знаю, это все из-за того, что…».
Пример: «Молодец!», «Ты самый умный в классе!», «Ты просто гений!», «Ты самая красивая!», «Ты такой храбрый, тебе все нипочем».
Пример: «Успокойся», «Не обращай внимания», «У всех так бывает», «Ты не первый переживаешь это», «Это не так трудно, как тебе кажется».
Пример: «Нет, ты все-таки скажи», «Почему молчишь?», «Что все-таки случилось? Я все равно узнаю!», «Почему опять получил двойку?».
Пример: «Давай поговорим о чем-нибудь веселом», «Ты что, встал не с той ноги?» Язык принятия: что использовать вместо 12 барьеров общения? Принятие другого человека таким, какой он есть, - это важный фактор при установлении взаимоотношений, которые помогут другому человеку расти и развиваться. Это один из простых и прекрасных парадоксов жизни: когда человек чувствует, что другой его действительно принимает таким, какой он есть, тогда он оказывается способным начать движение, начать думать. Принятие – это плодотворная почва, которая позволяет крошечному семени стать цветком. Принятие дает возможность юному человеку реализовать свой потенциал. К сожалению, педагоги и родители больше доверяют языку непринятия. Они считают, что наилучший способ оказания помощи подрастающему поколению – это говорить ему, что ты не принимаешь в нем сегодня. Но вспомним старую истину: «Говори ребенку почаще, что он плохой, и он наверняка станет плохим». Часто дети становятся тем, чем они, по словам взрослых, являются. Как установить контакт с ребенком?
Молчание – это обладающее большой силой невербальное сообщение, которое способно вселить в ребенка уверенность в том, что его принимают и ободрить на все большую откровенность.
«Ты хотел бы что-то сказать об этом?»
Активно слушать – значит возвратить ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначить его чувство. Некоторые важные особенности активного слушания. Во-первых, обязательно повернитесь к ребенку лицом. Очень важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Помните, что ваше положение и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его услышать. Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Пример. Сын: Не буду больше водиться с Петей! В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и одновременно почувствовать, что вы рядом. В-четвертых, иногда полезно повторить фразу ребенка, немного изменив ее, а потом обозначить чувство. Пример. Сын: Не буду больше водиться с Петей! Положительные результаты активного слушания:
В помощь активному слушателю. Родителям необходимо научиться предугадывать возможную реакцию ребенка на произнесенную фразу и правильно самим отвечать на проявления детских чувств.
Что делать, если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания? Правило 1. Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания – сообщите ему об этом. Правило 2. Когда вы говорите о своих чувствах, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о его поведении, т.е. используйте Я-СООБЩЕНИЕ. Таблица 2. Сравните два вида сообщений.
ТЫ-СООБЩЕНИЕ воспринимается ребенком как обвинение, критика, угроза. Как похвалить ребенка? Почему похвала классифицируется как барьер общения? Нас всегда учили использовать похвалу для того, чтобы стимулировать и поощрять хорошее поведение. Похвала повсеместно признана в школах, семьях, на рабочих местах как мощное средство мотивации (Хвали их, и они будут работать как одержимые). Во-первых, когда взрослый часто хвалит, ребенок быстро начинает понимать: где похвала, там и выговор. Хваля в одних случаях, его осудят в других. Существуют и другие выводы относительно роли похвалы:
А как же реагировать на успехи или правильное поведение ребенка?
(Использованы статьи Ю,Б.Гиппенрейтер, Г.Марасанова) |